Позднее Ctrl + ↑

Обновления педалборда

Всем привет!
После временного затишья блога прерываю паузу в подаче статей. Сегодняшний разговор — об изменениях в педалборде.

Из существовавшего набора педалей были безжалостно изгнаны Boss DD-7, OC-3 и VOX Satchurator.
И если функции октавера успешно подхватил гитарный MIDI-синтезатор Roland GR-50 с настроенным пресетом, то проблему тяжёлого перегруза (дисторшна) я решил радикально.

Освободившееся место заняли три новые педали:
— гитарный тюнер TC Electronics Polytune Mini;
— перегруз Catalinbread Galileo (первого поколения);
— цифровой дилей T-Rex Replica:

Гитарный тюнер вполне успешно отрабатывает свои задачи по настройке инструмента, причём очень сильно понравился режим, когда педаль отображает картину настройки по всем 6 струнам одновременно (poly- в названии).

Catalinbread Galileo

Не скрою, кроме звукоизвлечения Ричи Блэкмора, мне очень сильно импонирует творчество группы Queen. Одной из визитных карточек группы, помимо несомненного таланта Фредди Мерькюри, является голос ’Красной леди’ Брайана Мэя, подключенной в легендарный VOX AC30.
Собственно, вялый интерес к поискам этого самого звучания привёл меня на демки онлайн-магазина Pro Guitar Shop, где Энди лихо высекает из обычной электрогитары патоку перегруженного Вокса:

Заполучив педаль, оперативно нарулить звук Брайна (естественно) не получилось, поэтому долгое время педаль пылилась в загашнике до лучших времён.
С обновлением звукоусилительного тракта педаль вернулась в строй, но об эксплуатации — отдельная статья.

T-Rex Replica

Об этой педали датской бутиковой фирмы ходят легенды, что чуть ли не Дэвид Гилмор использует её у себя, поэтому я также изыскивал варианты заполучить педаль. Имеющая BOSS DD-7 в принципе устраивала меня, но подвернулся случай, и я умудрился заполучить педаль аж первого поколения, со старым логотипом. Как отмечают эксперты, ранняя версия звучит чуть теплее

Что могу сказать по существу? Педаль тёплая, повторы мягкие, возможности по формированию характера задержки большие. Хотя, с другой стороны, требования у меня стандартные: задержка 600 мс, 2-3 повтора с затуханием и без искажений.


Квакушка Dunlop GCB-95 и компрессор MXR Custom Comp в составе педалборда остались без изменений, да и ENGL Z-4 также находится на доске.
Блок питания T-Rex Chameleon пристроился под палубой и не мешает общей коммутации:

Изменений в наборе педалей пока не предвидится.

2016   Guitar Rig

’77 — меняем лады!

Итак, свершилось!

После покупки и краткой инспекции ’77 Стратокастера было выявлено, что лады оказались в крайней степени изношены: их шлифовали до такой степени, что рабочая поверхность лада стала практически плоской.

Да, играть это формально не мешало, но переключаться между jumbo-ладами Стратокастера №1 оказалось проблематично, и пальцы постоянно цеплялись за накладку. Приговор однозначен — лады менять!
Кроме того, после замены тремоло Callaham я так и не удосужился как следует отстроить инструмент, поэтому с визитом к мастеру следовало поторопиться.

Также, в последнее время начал жутко беспокоить звон 5 и 6 струн в районе 3…5 ладов, очень сильно боялся, что гриф повело и понадобится хирургическое вмешательство вплоть до снятия палисандровой накладки. Признаю, мероприятия затянул на год (по разного рода обстоятельствам), но, наконец, время и ресурсы выделены, и полный вперед!

Выбор мастера вообще не стоял: Михаил Тиунов!

В принципе, я давно зачитываюсь ресурсом mux22.livejournal.com его авторства, временами почитываю его страницу Вконтакте и небезосновательно считаю, что у человека золотые руки! Настоятельно рекомендую ознакомиться и вам

Заранее были согласованы операции: замена ладов на бронзовые высокие Jumbo, замена порожка на графитовый, отстройка инструмента для комфортной игры.

Михаил, действительно, подтвердил амплуа профессионала: старые проволочки были демонтированы, накладка пропитана маслом и воском, новые лады тщательно подклеены и заполированы, а их края обработаны по стандарту:

Обратил внимание, что края ладов выставлены заподлицо с плоскостью грифа, большой палец не замечает никаких неровностей (по особой технологии).

Порожек был вмонтирован вместо старого пластикового, и с помощью хитрой линейки Stewmac были размечены пропилы под струны.

Самое важное: горбик на грифе был исправлен, никакого звона! Также была пофиксена мензура и выставлена минимально возможная высота струн над грифом, благо гитара позволяет добиться этого без проблем. Михаил также заметил, что анкер работает и дерево грифа прекрасно регулируется (важно!)

Кстати, Миша отметил, что инструмент звучит, что лишний раз убедило меня в правильности выбора, сделанного по факту прослушивания гитары в Skype. Я-то уже привык, что у инструмента отдача при игре не хуже АК-47.

Считаю, что проделанные мероприятия вдохнули вторую жизнь в 38-летний Стратокастер: он стал действительно играбельным: ничего не дребезжит, естественный природный сустейн не убивается об неотстроенность грифа, пальцы не царапаются за края и не цепляются за палисандр, на бронзовых ладах подтяжки делать стало действительно удобно. Апгрейдом доволен.

P. S. Объяснил Мише смысл наклейки сзади пера грифа. Поржали

Ищем звук Ричи Блэкмора — медиаторы

Всем привет!

Добрался, наконец, до очередной составляющей того самого звучания — медиатора Ричи Блэкмора.

В качестве введения немного апну свои прошлые заметки:

Ни для кого не секрет, что Ричи использует медиаторы хитрой формы:

Изготовленные из панциря черепах, они одновременно и очень тонкие, и очень твердые. Ну и как органический материал, вносят положительную лепту в звук (шутка).

За всю свою историю игры на гитаре я перепробовал достаточно большое количество видов медиаторов, как по форме, так и по толщине, и со временем пришёл к выводу, что мне гораздо удобно обращаться с тонкими (но прочными) и неширокими медиаторами, нежели чем толстыми и «дубовыми», ввиду следующих факторов:

  • тонкие и как следствие, гибкие медиаторы годятся в большей степени для ритм-гитар, для игры аккордами;
  • толстые медиаторы больше подходят металлюгам и хайгейнерам для струн с увеличенным калибром;
  • широкие и громоздкие медиаторы трудно держать точно, особенно в сольных партиях с микрофлажолетами (см. выше);
  • тонкими медиаторами легко контролировать медиатор, твердыми медиаторами ярче получаются ноты, особенно когда он стучит сверху по струне, добавляя интересные обертоны.

Толщина и размер медиатора критически влияет на так называемое «чувство медиатора» — необходимо контролировать положение медиатора относительно пальцев и относительно струн. Эта привычка берёт своё начало ещё из класса по скрипке из музыкальной школы, когда учителя по специальности буквально вдалбливали в голову, что от положения правой руки и её пальцев зависело удержание смычка, а неправильно поставленный на струну смычок даст неправильный звук.

Полагаю, использование медиаторов из такого материала дает необходимый компромисс, примером тому игра Ричи: точность позиционирования есть, яркость есть.

Замечу, что ввиду Гринписа черепах нонче жалеют и реже пускают на медиаторы, поэтому приходится их резать самому, слева — исходный, справа — запиленный медиатор

Времена меняются

После публикации статьи совершенно случайным образом я ввёл на Ebay запрос типа blackmore pick: выплыло большое количество сувенирных медиаторов искомой формы, и очень даже имеющих отношение к Ричи Блэкмору! Но среди них нашёлся один лот, который заинтересовал меня:

К сожалению, на время написания статьи этот набор уже недоступен, но на этот лот обратите внимание

Объясню природу своего интереса: сувенирка (по мне) никогда не являлась чем-то качественным (это касается футболок, ручек и проч.), а именно этот продавец медиаторы изготавливает вручную! Конечно, идеально было бы найти прям медиаторы из панциря черепахи, но ввиду запрета на массовые убийства невинных черепашек изготовление, продажа и экспорт таких медиаторов в США жёстко запрещено, поэтому конкретно эти медиаторы изготовлены из целлулоида.

В лоте был выбор между 0,75 мм и 1 мм, я решил взять по 3 таких и таких:

Добрый продавец насыпал на пробу бесплатных медиаторов, люблю работать с позитивными людьми!

По прибытии, я стал пробовал играть с такой формой, в принципе — удобно.

Будучи апологетом тонких медиаторов (0,5 мм), я временно столкнулся с неприятием более толстых, но со временем дискомфорт прошёл: играть на 0,75 и даже 1 мм стало вполне комфортно!

И так продолжалось до недавнего времени, пока мне не подарили кусочек настоящего панциря черепахи нужной толщины, вполне годного для запила нужного медиатора:

Несмотря на значимость такого события, руки довольно долго не доходили до обработки материала, но наконец-то они дошли:

Влияние черепахи на звук

Собственно, почему статья соотносит черепаховый медиатор к важности в формировании звука Блэкмора?

Всё просто: панцирь — очень твёрдый и плотный материал, аналогичный по прочности пластмассвый медиатор будет в толщине миллиметра 2…3, а таким инструментом извлекать ноты крайне трудно (к металлистам, которые играют на канатах, это не относится).

Кроме того, натуральное происхождение материала медиатора вносит некую лепту: звук обретает некую яркость и чёткость, появляется некий лязгающий призвук при снятии ноток. Даже простое касание медиатором струны дарует этот самый лязг!

Для примера вспомним соло Ричи из No Second Chance:

Кроме того, что Маэстро просто изумительно выстраивает всю линию соло и снимает нотки, обратите внимание на то, как он технически делает это: каждый штрих на струне звучит ярко, с каким-то звонким обертоном, даже гашение медиатором струны высекает из неё некий призвук, яркий в начале и затухающий в конце!

Обычная пластмасса таких эффектов дать просто не в состоянии!

Я часто задумывался, как у Ричи получается ярко окрашивать факт снятия ноты медиатором? После того, как сам попробовал черепаховый медиатор, я нахожу ответ на этот вопрос — именно натуральный твёрдый материал даёт такой оттёнок.

Ну и несомненно, форма медиатора также влияет — острый кончик буквально атакует струну и выгрызает из неё самое звучание (отсюда и повышенный износ рабочей поверхности).

Также обратил внимание, что многострунные арпеджио на черепаховом медиаторе брать стало удобнее, но это так, скорее, самовнушние

Немного о форме медиатора

Продавец с Ebay подсказал, что медиаторы такой нетрадиционной формы использовал британский гитарист Берт Видон (Bert Weedon), и с его лёгкой руки это так и называется: the Bert Weedon shield shape:

Несомненно, этот гитарист оказал определённое влияние на Ричи, ибо автором композиции ’Apache’, которую в 1996 году записал Блэкмор в трибьюте Twang!: A Tribute to Hank Marvin & the Shadows:

является именно Берт Видон:

Также, в книге ’Black Knight: Ritchie Blackmore’ подтверждается, что ранний Ричи (в начале 60-х годов) контактировал с Бертом, даже музыкально:

Открываем страницу 41

К слову, британский магазин Strings Direct, где я покупаю именные струны Picato RB77, содержит в своём ассортименте и такие медиаторы:

P. S. Желающие также могут обратиться к статье.

Руки чешутся: спаял новый пикгард

Всем привет!

После затяжного периода неактивности на сайте не имею морального права молчать дальше, мои дорчитатели.

Так как всё гитарное у меня начинается с закупки звукоснимателей, я решил не изменять традиции: в мобильном приложении Ebay я отслеживаю новые поступления товаров по критерию Fender Lace Sensor (разумеется, есть и иные запросы).

И вот в один момент выплыло два лота от одного канадского продавца: Fender Lace Sensor Gold Bridge Pickup Vintage 1987 и Fender Lace Sensor Gold Middle Pickup Vintage 1987.

Ввиду того, что в процессе поиска звука Ричи Блэкмора у меня наблюдается маниакальная преследование звукоснимателей #027666 (причины этого, думаю, вы знаете), то эти два лота — сущая находка!

В процессе общения с продавцом было выявлено, что установлены звукосниматели были на раннем Fender Stratocaster Plus (1987 года) и сохранились в отменном играбельном состоянии (правда, пластик крышек чуть потемнел и надписи слегка стёрлись)

Привлекает особое внимание следующие факты:

  • низ пластмассовых крышек звукоснимателей прямоугольный, а именно это отличает ранние образцы Lace Sensor Gold!
  • технические характеристики: 5.64 на бриджевом датчике и 5.51 на нэковом (хотя в описании указано, что это был средний датчик, мы же туда не ставим)

Что касается прочих атрибутов, тут всё традиционно: #027666, два провода, нижняя пластина с двумя бобыхами с припаянном между собой проволокой, плоская верхняя поверхность крышки.

Выкупив звукосниматели и в ожидании доставки, я задумался, что же с ними делать?

В начальном приближении в голову пришло спаять полноценный пикгард, чтобы можно было установить в любую гитару в любой момент. Мысли о третьем Страте гоню прочь!

Порыскав по закромам и прочим сусекам, к своему огорчению, не обнаружил ничего пригодного для запилёжа новой панели. А раз так — надо затариваться всеми недостающими деталями у доверенных продавцов на Ebay!

Согласно устоявшейся традиции, были закуплены только оригинальные и высококачественные компоненты:

Благодаря оперативности работы Полярного Экспресса, сборная посылка прибыла из Штатов за 8 дней!

Не в состоянии удержаться перед соблазном, решил спаять электронику и собрать панель в тот же вечер.

По традиции, наклеиваем экранирующую самоклеящуюся медную фольгу, предварительно обезжирив пластик:

Прорезаем в меди отверстия под поты и винты, стараемся сохранить контакт для потов и убрать в районе переключателя:

Ставим переключатель CRL:

Пружинку снял, не переживайте

Устанавливаем поты, но гайки не затягиваем:

Устанавливаем звукосниматели и пустышку, на обязательные пластиковые втулочки:

Снаружи выглядит так:

Необходимая концентрации чёрного соблюдена

Паяем:

В процессе сборки обратил внимание, что длина проводов нэкового датчика коротковата, наращивать не хотелось, поэтому при установке на гитару надо будет подогнать, чтобы не болталось.

Так как на всех Стратах я использую раздельную схему управления тонами с раздельными конденсаторами, в этом раз используются советские винтажные конденсаторы КУ40-9 с номиналом 0,015 мкФ для бриджа и 0.047 мкФ для нэкового звукоснимателя:

Классический Treble Bleed:

Запаковываем панель в пакет до лучших времён

2015   Stratocaster

Roland GR-50: первые звуки

Всем привет!

Держал до последнего один факт в секрете, но теперь можно и сообщить.

Как вы помните, в описании усилительного оборудования Ричи Блэкмора, а именно, в синтезаторной части указано, что используется пресет #68 Quartal Brass.

Анализ содержимого карточек ROM для GR-50 показывает, что в карте №2 и содержится искомый пресет! Но дело в том, что в комплекте синтезатора поставлялась только первая карта, т. е. для полноты ощущений вторую еще предстояло найти.

Была определенная вероятность найти необходимую карту в Италии, но обращение по электронной почте было проигнорировано.

Ну раз так, будем искать дальше.

В один прекрасный день я обнаружил на Ebay совершенно шикарный лот из Кореи, в котором продавалась нужная карта, абсолютно новая и в запечатанной упаковке (N.O.S.)!

Слегка поколебавшись, я все-таки заказал ее!

Посылка пришла шустро (в очередной раз благодарю EMS и Почту России!):

Добравшись до GR-50, я загрузил необходимый пресет:

Слушаем результат:

Вроде неплохо

2015   Roland
Ранее Ctrl + ↓