Ищем звук Ричи Блэкмора — медиаторы

Всем привет!

Добрался, наконец, до очередной составляющей того самого звучания — медиатора Ричи Блэкмора.

В качестве введения немного апну свои прошлые заметки:

Ни для кого не секрет, что Ричи использует медиаторы хитрой формы:

Изготовленные из панциря черепах, они одновременно и очень тонкие, и очень твердые. Ну и как органический материал, вносят положительную лепту в звук (шутка).

За всю свою историю игры на гитаре я перепробовал достаточно большое количество видов медиаторов, как по форме, так и по толщине, и со временем пришёл к выводу, что мне гораздо удобно обращаться с тонкими (но прочными) и неширокими медиаторами, нежели чем толстыми и «дубовыми», ввиду следующих факторов:

  • тонкие и как следствие, гибкие медиаторы годятся в большей степени для ритм-гитар, для игры аккордами;
  • толстые медиаторы больше подходят металлюгам и хайгейнерам для струн с увеличенным калибром;
  • широкие и громоздкие медиаторы трудно держать точно, особенно в сольных партиях с микрофлажолетами (см. выше);
  • тонкими медиаторами легко контролировать медиатор, твердыми медиаторами ярче получаются ноты, особенно когда он стучит сверху по струне, добавляя интересные обертоны.

Толщина и размер медиатора критически влияет на так называемое «чувство медиатора» — необходимо контролировать положение медиатора относительно пальцев и относительно струн. Эта привычка берёт своё начало ещё из класса по скрипке из музыкальной школы, когда учителя по специальности буквально вдалбливали в голову, что от положения правой руки и её пальцев зависело удержание смычка, а неправильно поставленный на струну смычок даст неправильный звук.

Полагаю, использование медиаторов из такого материала дает необходимый компромисс, примером тому игра Ричи: точность позиционирования есть, яркость есть.

Замечу, что ввиду Гринписа черепах нонче жалеют и реже пускают на медиаторы, поэтому приходится их резать самому, слева — исходный, справа — запиленный медиатор

Времена меняются

После публикации статьи совершенно случайным образом я ввёл на Ebay запрос типа blackmore pick: выплыло большое количество сувенирных медиаторов искомой формы, и очень даже имеющих отношение к Ричи Блэкмору! Но среди них нашёлся один лот, который заинтересовал меня:

К сожалению, на время написания статьи этот набор уже недоступен, но на этот лот обратите внимание

Объясню природу своего интереса: сувенирка (по мне) никогда не являлась чем-то качественным (это касается футболок, ручек и проч.), а именно этот продавец медиаторы изготавливает вручную! Конечно, идеально было бы найти прям медиаторы из панциря черепахи, но ввиду запрета на массовые убийства невинных черепашек изготовление, продажа и экспорт таких медиаторов в США жёстко запрещено, поэтому конкретно эти медиаторы изготовлены из целлулоида.

В лоте был выбор между 0,75 мм и 1 мм, я решил взять по 3 таких и таких:

Добрый продавец насыпал на пробу бесплатных медиаторов, люблю работать с позитивными людьми!

По прибытии, я стал пробовал играть с такой формой, в принципе — удобно.

Будучи апологетом тонких медиаторов (0,5 мм), я временно столкнулся с неприятием более толстых, но со временем дискомфорт прошёл: играть на 0,75 и даже 1 мм стало вполне комфортно!

И так продолжалось до недавнего времени, пока мне не подарили кусочек настоящего панциря черепахи нужной толщины, вполне годного для запила нужного медиатора:

Несмотря на значимость такого события, руки довольно долго не доходили до обработки материала, но наконец-то они дошли:

Влияние черепахи на звук

Собственно, почему статья соотносит черепаховый медиатор к важности в формировании звука Блэкмора?

Всё просто: панцирь — очень твёрдый и плотный материал, аналогичный по прочности пластмассвый медиатор будет в толщине миллиметра 2…3, а таким инструментом извлекать ноты крайне трудно (к металлистам, которые играют на канатах, это не относится).

Кроме того, натуральное происхождение материала медиатора вносит некую лепту: звук обретает некую яркость и чёткость, появляется некий лязгающий призвук при снятии ноток. Даже простое касание медиатором струны дарует этот самый лязг!

Для примера вспомним соло Ричи из No Second Chance:

Кроме того, что Маэстро просто изумительно выстраивает всю линию соло и снимает нотки, обратите внимание на то, как он технически делает это: каждый штрих на струне звучит ярко, с каким-то звонким обертоном, даже гашение медиатором струны высекает из неё некий призвук, яркий в начале и затухающий в конце!

Обычная пластмасса таких эффектов дать просто не в состоянии!

Я часто задумывался, как у Ричи получается ярко окрашивать факт снятия ноты медиатором? После того, как сам попробовал черепаховый медиатор, я нахожу ответ на этот вопрос — именно натуральный твёрдый материал даёт такой оттёнок.

Ну и несомненно, форма медиатора также влияет — острый кончик буквально атакует струну и выгрызает из неё самое звучание (отсюда и повышенный износ рабочей поверхности).

Также обратил внимание, что многострунные арпеджио на черепаховом медиаторе брать стало удобнее, но это так, скорее, самовнушние

Немного о форме медиатора

Продавец с Ebay подсказал, что медиаторы такой нетрадиционной формы использовал британский гитарист Берт Видон (Bert Weedon), и с его лёгкой руки это так и называется: the Bert Weedon shield shape:

Несомненно, этот гитарист оказал определённое влияние на Ричи, ибо автором композиции ’Apache’, которую в 1996 году записал Блэкмор в трибьюте Twang!: A Tribute to Hank Marvin & the Shadows:

является именно Берт Видон:

Также, в книге ’Black Knight: Ritchie Blackmore’ подтверждается, что ранний Ричи (в начале 60-х годов) контактировал с Бертом, даже музыкально:

Открываем страницу 41

К слову, британский магазин Strings Direct, где я покупаю именные струны Picato RB77, содержит в своём ассортименте и такие медиаторы:

P. S. Желающие также могут обратиться к статье.

Подписаться на блог
Поделиться
Отправить
Запинить
3 комментария
Alexander Master

Отличная статья! Очень подробно, с расстановкой. Вы явно подошли к вопросу не с бухты-барахты.
Я 2.5 года занимаюсь как раз изготовлением медиаторов из различных материалов вручную и был приятно удивлен вашей статье.
Как говориться, пишите еще!
Предлагаю посотрудничать, напишите на email, который я оставил и я расскажу подробнее, чтобы не захламлять комментарии.

Askhat

Я бы добавил к сказанному....твердость действительно присутствует, причем в сочетании с поразительной легкостью.....но дело еще и вот в чем.....кромка у такого медиатора вся зернистая, она как бы скребет по струне и этим чем то похожа на смычок.....думаю никакой пластик такой структуры не имеет. Отсюда характерный звук гитары. Он замечательно четко слышен глубокой ночью, когда все звуки вокруг замирают, возьмешь гитару и потихоньку начинаешь играть, вот тут четко слышен Ритчевский призвук, аж мурашки по телу.....

Мурат Шидаков

Да-да, именно так!

Булат

Пытался изобразить с такой хитрой формой медиатора даже на Ibanez JS-1000:

Популярное